Когда-то давно болельщики с нетерпением ждали и очень любили дождевые гонки. Берни Экклстоун даже предлагал поливать трассы перед стартом, чтобы сделать заезды более зрелищными. Но с тех пор утекло много воды, и сейчас Формула-1 дождя боится как огня. Даже небольшая морось может привести к тому, что гонщики будут стартовать за пейс-каром, а то и вовсе уныло сядут у пит-уолла кушать мороженое. Что же пошло не так и чем это грозит «Королевским гонкам»?
Бразильский свист
В минувшие выходные сотни болельщиков в едином порыве освистали двухчасовую профанацию, в ходе которой пилоты проехали 30 номинальных кругов - боевыми из них были только шесть - и дважды останавливались из-за красных флагов. И если необходимость первой остановки была очевидна, то во второй раз вопросы возникли даже у пилотов. Что уж говорить о болельщиках, которые заплатили немалые деньги за билеты или подписку на кабельное? Остальные к этому моменту переключились на что-то более насыщенное.
Безусловно, безопасность - приоритет любых гонок, однако автоспорт, как и любой другой спорт, - это всегда вызов. Если без должной подготовки исполнять тройной тулуп, рискуешь свернуть шею. Но Формула-1 - это состязания лучших гонщиков в мире, уж они-то должны справляться со сложными условиями и ситуациями на дороге. И именно за этим люди приходят (приходили) на трибуны - увидеть, как выдающиеся пилоты подчиняют себе 900 лошадиных сил.
Совсем недавно Гран-при Великобритании также начался за сейфти-каром. Болельщики оказались лишены, пожалуй, самого яркого зрелища гонки - старта, поскольку судьи сочли асфальт слишком мокрым. Автомобиль безопасности водил за собой пелотон шесть кругов, а как только он вернулся на пит-лейн, 10 гонщиков поехали в боксы за «промежуточными» шинами - резину для слабого дождя. В течение двух кругов «переобулись» все остальные. Для каких тогда вообще гонок «Пирелли» делала «дождевую» резину?
Формула-1 - вершина автомобильных технологий, рассказывают промоутеры на открытии продаж билетов. Но что тогда мешает выдающимся гениям автомобилестроения в командах с бюджетами в сотни миллионов долларов решить проблемы с безопасностью, возникающие в дождь? Эдриан Ньюи отходит от дел, потому что ему нечем заняться, почему бы не поставить ему интересную задачу?
Чарли Уайтинг утверждает, что главная проблема гонок в дождь - брызги из-под колёс, мешающие обзору. Но 40 лет назад брызги не помешали Джеймсу Ханту завоевать титул, а Ники Лауда чуть не погиб вовсе не из-за того, что что-то мешало его обзору. Зато дождь подарил команде «Джордан» сказочный дубль в Спа, под дождём Михаэль Шумахер на слабенькой «Феррари» сотворил настоящее чудо в Барселоне в 1996-м, а прорыв Айртона Сенны на залитом водой «Донингтоне» стал классикой.
Пример NASCAR: переносы и «сушилки»
Говорят, современной Формуле-1 не хватает героев. Но откуда взяться новому Сенне, когда чуть что - и гонка нейтрализована машиной безопасности? Говорят, что результаты Гран-при определяет скорость болида, но как же иначе, если в условиях сферического вакуума одни автомобили явно лучше других? А такое неизбежно при соревновании конструкторов, одинаковая техника предоставляется лишь в моносериях. «Хотел бы я вместо Формулы-1 гоняться в GP2, где борьба идёт на равных», - не сказал ни один пилот в истории. И если гонки проводятся лишь в исключительно идеальных условиях, а машины почти не ломаются, было бы странным ожидать каких-либо сюрпризов.
ФИА, так любящая регламентировать каждый нюанс - от способов обгонять и защищаться до времени, которое механикам позволено работать в боксах, - к нынешнему моменту по-прежнему не может сформулировать, какой силы должен быть дождь или сколько миллиметров воды может быть на трассе, чтобы гонки можно было проводить. Каждая капля - на усмотрение Чарли Уайтинга, который в последний момент может решить отложить старт минут эдак на 10 или полчасика.
Если в Формуле-1 так обеспокоены гонками в дождь, федерации стоит обратить внимание на гонки NASCAR. В США в дождь по овалам не ездят в принципе, и, если пошёл сильный дождь, ему даже не надо ехать на автодром - гонки не будет. И он точно знает, что заезд состоится на следующий день - он заплатил за билет и должен увидеть шоу. Если же по овалу катаются «сушилки», значит, заезд ещё может состояться.
В Бразилии же зрители полчаса стояли на трибунах, не имея вообще никакой информации о том, будет ли гонка продолжена, перенесена или мероприятие вообще подошло к концу. К слову, основные проблемы у пилотов возникали в одном месте - последней связке поворотов. Пара «сушилок», может, и не сделала бы эту часть «Интерлагоса» совсем уж сухой, но дала бы хоть какую-то ясность - организаторы работают над тем, чтобы продолжать гонку.
Безопасность как предлог
«Было действительно непросто - особенно в 12-м повороте, - рассказывает Кевин Магнуссен. - В сухую погоду это даже не поворот, но в дождь пройти его сложно. Даже без аквапланирования там нужно быть на пределе. Но, в конце концов, мы гонщики, мы сами замедлимся настолько, насколько нужно, чтобы преодолеть поворот. В таких условиях ты должен ехать на пределе и не переступать лимит - но это именно то, что мы делаем и на сухом асфальте. Безопасность всегда должна быть в приоритете, но, мне кажется, мы стали чересчур осторожны».
Да, после трагедии Жюля Бьянки Формула-1 должна быть очень осторожна в вопросах безопасности. Но не потому что в тот день над «Сузукой» шёл дождь. Бьянки погиб из-за того, что врезался в трактор. Не будь там трактора, и француз уткнулся бы в слой отработанной резины, а сейчас боролся бы за подиумы. Не дождь и не мокрая трасса убили Жюля, его убил трактор, который стоял там, где стоять не должен был.
Проблема гонок в дождь в том, что никто не хочет брать на себя ответственность. Не дождь виноват в том, что на «Интерлагосе» образовались лужи, а у местных организаторов после уплаты промоутерского взноса нет средств на совершенствование дренажной системы. Не из-за аквапланирования падают телевизионные рейтинги и популярность «Королевских гонок». Но с обзором здесь у кого-то явные проблемы.