В этот день шесть лет назад «Ред Булл» за один этап до конца сезона обеспечил себе Кубок конструкторов. И, хотя Феттелю с Уэббером ещё предстояло отстоять личное чемпионство в сражении с Фернандо Алонсо, командный титул - гордость всего коллектива. «Интерлагос"-2010 стал отправной точкой доминирования, сделавшего «Ред Булл» одной из самых успешных команд в истории Формулы-1 - австрийцы стали пятыми, кому удалось выиграть более полсотни Гран-при и четыре Кубка конструкторов. Больше побед только у легендарных «Феррари», «Уильямса», «Макларена» и «Лотуса».
Эти команды стали легендами «Королевских гонок» не потому, что достигли вершины, а потому что падали с неё, поднимались и достигали её вновь. С переходом на турбомоторы «Ред Булл» перестал быть доминирующей силой в Формуле-1, и в какой-то момент отставание команды от лидеров составляло пропасть. Но теперь «Ред Булл» готов вернуться в схватку за титул и заслужить себе вечное место в пантеоне «Больших призов».
Команда мечты Дитриха Матешица
Собственная кампания «Ред Булл» в Формуле-1 началась в 2005 году, когда Дитрих Матешиц выкупил проблемный «Ягуар». Но австрийский магнат и до этого играл важную роль в паддоке, имел тесные связи с «Заубером» и «Эрроузом», куда и пристраивал своих пилотов.
Свою команду Матешиц подбирал тщательно. Его правой рукой стал близкий друг Хельмут Марко, выстроивший империю молодёжной программы, руководить коллективом на ежедневной основе стал проверенный «Арденом» Кристиан Хорнер, а за машину отвечал автор чемпионских «Уильямсов» и «Макларенов» Эдриан Ньюи. На создание «команды мечты» ушло около четырёх лет, и к этому моменту в дочерней «Торо Россо» подрос Себастьян Феттель - главный и любимый воспитанник программы Хельмута Марко.
В 2009 году в Формуле-1 кардинально поменялся технический регламент. Новые правила существенно ограничивали эффект аэродинамики, но гений Эдриана Ньюи за счёт работы с диффузором сумел компенсировать потери прижимной силы и переиграл многих грандов, включая «Феррари» и «Макларен». В апреле Феттель выиграл Гран-при Китая и принёс «Ред Булл» первую победу. Тогда в честь команды по ошибке включили британский гимн, а не австрийский. «Придётся победить ещё раз», - с усмешкой отреагировал Матешиц.
Чемпионский титул в 2009-м выиграл «Браун» с радикальной и позднее запрещённой концепцией «двойного диффузора», но в 2010-м вперёд вырвался «Ред Булл». Себастьян Феттель и Марк Уэббер победили в Малайзии, Испании и Монако и после пяти этапов лидировали в чемпионате с равным количеством очков. Тот сезон завершился драматичным Гран-при Абу-Даби, в котором Себастьян Феттель стал самым молодым в истории Формулы-1 чемпионом мира, а «Ред Булл» - 14-м обладателем Кубка конструкторов.
ФИА в самых разных формулировках запрещала «выдувные» и другие версии диффузоров, но Ньюи это не останавливало. В 2011-м «Ред Булл» выиграл 12 гонок - небывалый за последние годы успех. На следующий год к австрийцам подтянулся «Макларен», а Алонсо на «Феррари» прыгал выше возможностей автомобиля, но «Ред Булл» в третий раз подряд оказался сильнее. Ну, а четвёртый титул в 2013 году Феттель завоевал показательно легко - девятью победами подряд в концовке сезона.
Такого доминирования Формула-1 не видела со времён эпохи Михаэля Шумахера и «Феррари». «Ред Булл» вообще стал первым после «Бенеттона» стартапом, дотянувшимся до чемпионства. Матешиц добился в «Королевских гонках» всего, что только можно было. Но в одночасье ситуация изменилась.
С небес на землю
В 2014 году в Формуле-1 разразилась «экологическая революция». Переход на новые гибридные турбомоторы в первую очередь лоббировали в «Рено», но по иронии судьбы французы с новым проектом провалились, а лучший двигатель построили в «Мерседесе».
Моторы «Рено» были ненадёжными и неуправляемыми. Если в первых гонках Феттель и Риккардо добыли по подиуму, то затем австрийцы с трудом боролись даже с «Уильямсом», не говоря уже о «Мерседесе». Когда в Милтон-Кейнсе разобрались, что к чему, Риккардо смог одержать три победы, а Феттель на фоне успехов напарника совсем сник.
Оказавшись в новой для себя ситуации догоняющего - до золотой эпохи 2009−2013 годов «Ред Булл» обретался в середине таблицы и даже не мечтал о титулах, - «Ред Булл» был дезориентирован. Эдриан Ньюи, чьи машины выиграли уже 10 чемпионатов, потерял мотивацию, Феттель начал нервничать и допускать ошибки. В итоге Ньюи отошёл от дел и стал посвящать команде меньше времени, а Феттель ушёл в «Феррари».
Проблемы машины не исчерпывались неэффективным мотором, но к концу сезона инженеры доработали болид - с точки зрения аэродинамики шасси «Ред Булл» по-прежнему было одним из самых совершенных в пелотоне. Австрийцы давили на «Рено», чтобы к сезону-2015 те решили свои проблемы и вернулись в битву за чемпионство, но в Вири-Шатийоне с задачей не справились.
В первых гонках 2015 года у «Ред Булл» возникло едва ли не больше проблем, чем годом ранее. Неоправдавшиеся ожидания спровоцировали настоящую словесную войну между «Ред Булл» и «Рено» и разрыв контрактов. Но соперники не спешили поставлять экс-чемпионам моторы и тем самым их усиливать - и, несмотря на громкие слова, сотрудничество двух компаний продолжилось. Только моторы теперь именуются «ТАГ Хойер», в честь одного из спонсоров команды, а «Рено» выставляет собственную команду.
В конце концов изменив подход и реструктурировав всю команду, в «Рено» добились прогресса и почти догнали «Мерседес» в мощности. «Ред Булл» снова начал бороться за победы, и в этом сезоне Макс Ферстаппен и Даниэль Риккардо уже по разу стояли на вершине подиума, а если бы не ошибочный пит-стоп в Монако, побед было бы три.
«Очень приятно видеть, что мы всё ближе и ближе к «Мерседесу», - отмечает Кристиан Хорнер. - Вы уже не видите у них такого отрыва, как в прошлые годы, и это хороший знак не только для нынешнего сезона, но и для более конкурентной Формулы-1 в 2017 году». В следующем сезоне правила вновь изменятся, а аэродинамика будет играть более важную роль. И если от кого и стоит ждать прогресса, то в первую очередь это «Ред Булл».
Новая мозаика Матешица
В своём нынешнем состоянии команда напоминает саму себя образца 2009 года. У «Ред Булл» вторая машина в пелотоне и способный бороться за чемпионство пилот. Растерянность после шока от начала 2014 года исчезла, и в Милтон-Кейнсе вновь уверены в своих силах.
У «Ред Булл» по-прежнему самый сильный отдел аэродинамики в чемпионате, а к проекту новой машины присоединился Эдриан Ньюи, получивший наконец новый вызов. Даниэль Риккардо, закалённый неудачами в Барселоне, Монако и Сингапуре, достаточно опытен и быстр, чтобы на равных бороться с лучшими гонщиками мира. Да и Макс Ферстаппен, несмотря на противоречивое поведение, приносит результат: 164 очка против 206 у Риккардо в 15 гонках - неплохое достижение в первый сезон в топ-команде.
Предполагается, что мощность двигателя в следующем сезоне не будет играть настолько важную роль, да и при нынешнем прогрессе «Рено» можно представить, что французы наконец достигнут паритета с лидерами. При этом «Ред Булл» активно участвует в тестах новой резины и знает её лучше, чем большинство команд.
При необходимости помощь Риккардо и Ферстаппену окажут в «Торо Россо». Фаэнца в следующем году возвращается к двигателям «Рено» и, благодаря набравшимся опыта Квяту и Сайнсу, в распоряжении «Ред Булл» будет вдвое больше информации о работе мотора и поведении аэродинамических элементов.
В отличие от «Феррари», «Ред Булл» довольно быстро пришёл в себя после внезапного провала и сохранил стабильный состав. За исключением Феттеля и Уэббера, в Милтон-Кейнсе остались все ключевые фигуры прошлых успехов, и нет ни одной причины, по которой они не смогли бы повторить прежние достижения.