- Чем вызвана такая популярность матча на первенство мира между Карлсеном и Карякиным?
- Ну, подведем итоги отбора: Карлсену попался самый достойный соперник и, что очень важно, такой же молодой, как сам чемпион мира. Давно не было таких матчей, в которых встречаются два амбициозных спортсмена: один - на вершине, а другой на нее всеми правдами и неправдами рвется. При этом оба находятся в идеальных условиях с точки зрения подготовки: есть финансовые возможности выбирать себе помощников, тренеров.
Объективно так получилось, что этот матч характеризует определенные тенденции в профессиональных шахматах, чего со времен Каспарова и Карпова давно уже не было.
Персональный подход, высокие ставки, интрига - все это в матче присутствует. Неудивительно, что люди чувствуют здесь настоящую борьбу, никакой фальши, никакой предсказуемости, а это именно то, что нравится всем в спорте.
Так что, с моей точки зрения, такой интерес к этому матчу - явление объективное.
- Это самый «молодой» матч за шахматную корону. Можно ли говорить об омоложении мировых шахмат в целом?
- Эта тенденция наблюдается давно. Уже лет 20, как стали появляться сильные шахматисты и даже гроссмейстеры в 13−14 лет. Сейчас мы видим, как на телевидение попадают мальчишки и девчонки, которым по три-четыре года, так что помолодел не только спорт. Но удивительно то, что именно в матче на первенство мира встретились молодые соперники, которые вместе играли еще на юношеских чемпионатах мира и Европы и являются хорошими товарищами.
Мы действительно уже привыкли, что матч на первенство мира проходит как сражение «отцов и детей», двух поколений. А здесь уже совершенно другой расклад событий, и мне кажется, в дальнейшем будет примерно так же.
Есть еще у нас Фабиано Каруана (американский гроссмейстер, 24 года - прим. «Газеты.Ru»), есть чуть постарше, но того же поколения Хикару Накамура (американский гроссмейстер, 28 лет - прим. «Газеты.Ru»), которые по возрасту не намного опережают Карякина и Карлсена и являются такими же реальными претендентами в борьбе за первенство мира.
- Карякин стал гроссмейстером быстрее, чем норвежец, и в ранние годы считался едва ли не талантливее его. Почему так изменился статус шахматистов уже в относительно зрелом возрасте?
- В 13 лет ты можешь показывать блестящие результаты и быть суперперспективным на юниорском уровне и даже неплохо играть на отдельных взрослых турнирах, однако, совершенно ясно, что взросление настоящего спортсмена, мужчины, происходит лет в 20. Это связано с нервной системой, психикой и многими другими факторами. Этот этап Карслен, по-видимому, провел более эффективно. Может, от природы ему больше дано каких-то шахматных талантов, хотя, в принципе, между ним и Карякиным не было большого разрыва.
Да, норвежец выиграл много сильных турниров, но и у Карякина тоже есть весьма яркие победы, их просто поменьше. Вполне возможно, что дело в разных подходах: один играет все время на победу, как Фишер, а другой действует более экономно и бережет свои ресурсы.
Так или иначе, перед матчем сложилась объективная ситуация, в которой действующий чемпион мира действительно является сильнейшим. Раньше бывало, что обладателю шахматной короны предъявляли претензии в том, что он не является сильнейшим игроком, и желали, чтобы на него поскорее вышел другой шахматист, который больше отвечает необходимым требованиям.
В данном случае Карлсен сильнее по игре, по результатам - по всему. Чтобы его победить, нужно проделать выдающийся путь и не факт, что это даст итоговый результат.
Однако у Карякина есть великолепный шанс и нужно воспользоваться им, выжать все из себя, не жалеть вообще ни крупицы ни тела, ни психики - так, чтобы после последней партии лечь и умереть. Только так он может выиграть этот матч. Других вариантов просто нет, потому что объективно Карлсен - сильнейший игрок в мире.
- Насколько изменился Магнус Карлсен по сравнению с двумя встречами с Вишванатаном Анандом, в которых он сначала завоевал, а затем защитил титул чемпиона мира?
- Для Карлсена два матча на первенство мира против Ананда - это колоссальный опыт, который дает ему реальное преимущество перед Карякиным. Норвежец понимает, где можно прибавить, а где «отстояться». У Сергея такого опыта нет, приходится учиться на ходу. С другой стороны, мотивация у Карякина - запредельная.
Если взять сегодняшнего Карлсена и того, который играл с Анандом, мне кажется, что только сейчас он почувствовал, что будет очень тяжело. Несмотря на то что у россиянина пока не складывается игра в первых четырех партиях, а норвежец давит, Карякин гнется, но не ломается. А Ананд в любой момент мог сломаться, что и произошло. Карлсен это понимал всегда. Он знал, что если будет держать под напряжением великовозрастного претендента, то победит.
В этом матче норвежец подарка не дождется. Он должен показать что-то особенное, чемпионское, чтобы обыграть Карякина. Карлсен осознает, что даже одна победа не будет равна триумфу во всем матче, несмотря на огромный гандикап, который она может дать.
- А у Карлсена есть сейчас ощутимое психологическое преимущество перед претендентом на титул?
- Могу сказать по опыту предыдущих матчей на первенство мира, многих победителей которых я лично знал, что в подобных встречах психологическое преимущество не имеет никакого значения. Оба очень молоды, соответственно, легко восстанавливаются, голова ничем особенно не забита, оба могут легко переключиться с одного предмета на другой. Значительно сложнее человеку, который чем-то уже обременен, но это приходит обычно с годами.
В этом плане я не вижу особенной психологической борьбы в этом матче - все будет решаться просто, лоб в лоб, или, как говорят в футболе, «кость в кость».
- Карлсен говорил, что 12 партий недостаточно для определения сильнейшего, но ему нравится это регламент. А как вы относитесь к современному регламенту проведения матча на первенство мира?
- Дискуссии о регламенте длятся бесконечно, начиная с Фишера, который предлагал играть безлимитные поединки, что для Карлсену, кстати, было бы на руку, поскольку физически он более вынослив. Но правила есть правила. Конечно, если брать чисто спортивный подход, то, может быть, норвежец в чем-то и прав, но существует и другая сторона игры - это организация матча, интерес к нему со стороны СМИ.
Если будет 20 партий, предположим, то еще неизвестно, смогут ли журналисты так долго удерживать внимание зрителей к этому матчу. Пока что в этом плане идут эксперименты, по итогам которых организаторы выйдут на какую-то золотую середину.
По моему мнению, регламент должен обеспечивать ровный интерес к этому событию на протяжении всего матча, и было бы идеально, чтобы в последней партии разыгрывалось звание чемпиона мира.
Самим игрокам это, может быть, и не нужно, а вот всем остальным зато будет интересно.
- Две последние партии прошли при позиционном преимуществе Карлсена, но Карякин находил возможности так организовать свои защитные построения, чтобы свести партии вничью. Подобное развитие событий будет основным мотивом всего матча или нам следует ожидать от Карякина другой стратегии в дальнейшем?
- Уточню: две последние партии прошли не при позиционном, а при огромном преимуществе Карлсена, и он в обеих партиях ставил на выигрыш. Это означает, что партии обязаны были закончиться со счетом 1:0 в пользу норвежца, и будь на месте Карякина Ананд, так оно и было бы. Почему же произошло так, как произошло? Объясню.
С одной стороны, считается, что в позициях эндшпильного типа Карлсен превосходит всех и вся, и справиться с ним просто невозможно. С другой стороны, все ожидали, Карякин со своим тренерским штабом (а у нас традиционно сильные тренеры) постоянно будет выдавать какие-то дебютные новинки, которые сведут на нет возможности Карлсена получать удобные позиции эндшпильного типа.
В этих партиях произошло все ровно наоборот: полный провал Карякина в дебюте, как следствие, тотальные мучения в эндшпиле, и полная неспособность Карлсена додавить в тех моментах, в которых он всегда считался сильнейшим.
Многие уходили спать, потому что считали, что через десять ходов партия закончится проигрышем Карякина и нет смысла ждать. А потом с удивлением обнаруживали - даже специалисты - что партия закончилась вничью. И это реальный феномен, который обязательно проанализируют после матча: сейчас-то игрокам и их тренерским штабам не до этого.
Так что, как будет складываться борьба в дальнейшем, трудно сказать. Лично мне кажется, что, если Карякин будет постоянно находиться под таким прессом, то Карлсен его разнесет в пух и прах, потому что невозможно постоянно вытягивать на зубах безнадежные позиции. Будет ли Сергей играть активно, зависит от работы его тренерского штаба, который пока, с моей точки зрения, действует совершенно неудовлетворительно.
Если ты после начала игры не получаешь удобную позицию, то будешь вынужден тратить колоссальное количество энергии, решая проблемы за доской, соответственно, устаешь и начинаешь ошибаться перед эндшпилем. Это напоминает снежный ком - проблемы нарастают одна за другой. Пока Сергею белыми ничего не удается получить. Более того, в четвертой партии он чуть не проиграл, и, если это станет тенденцией, то матч закончится довольно быстро.
Карякину нужно внести серьезные коррективы, найти какой-то тип дебютной позиции, в которой он будет владеть хоть малым, но преимуществом, и где Карлсену тоже придется решать проблемы. А на сегодняшний день у норвежца комфортная ситуация.
У него нет проблем с его самым уязвимым местом - дебютом, и всю свою энергию он тратит на то, чтобы переигрывать соперника в удобной позиции, что он делает лучше всех на свете.
- Президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов заявил о том, что введение шахмат в качестве обязательного предмета в школе будет способствовать улучшению дисциплины и успеваемости. Как вы относитесь к такой инициативе, и что вы слышали о подобных планах?
- На самом деле тема очень старая - это сейчас к ней поднялся интерес в силу того, что в России вновь стали популярны шахматы. Но в других странах эта тема не только была давно поднята, но и в некоторых уже реализована. С ходу могу назвать Словению и Испанию. Много стран Южной Америки пытаются сделать нечто подобное.
Там эти тенденции растут значительно быстрее, потому что там мало людей, которые глубоко разбираются в этом вопросе. Они знают только две вещи: шахматы - это хорошо, и от них не станет хуже, поэтому решения принимаются быстро по простому принципу «не навреди».
У нас же слишком много умников, в том числе и среди чиновников, и вопрос, который в советские времена был очевиден, муссируется уже лет 15.
Многие не понимают, для чего нужны шахматы в школе. Если к этому относиться, как к внедрению вида спорта, то это ни о чем. Шахматы должны быть неким новым развивающим предметом, который к спорту никакого отношения не имеет.
Если хочешь развиваться в шахматах как спортсмен, иди в спортивную секцию. В школе же важно позволить детям самостоятельно принимать решения. Есть такое понятие, которое было введено довольно давно - привычка думать в уме. Это именно то, чего бы мы хотели добиться от наших детей в школе.
Берем самую обыкновенную среднюю школу. Примерно 20% учеников будут все блестяще знать и без шахмат, другие 20 - ничего не будут усваивать, как бы с ними ни занимались. За остальные 60% нужно будет побороться.
Шахматы будут выступать именно как развивающая игра, которая научит детей правильно мыслить, чтобы они потом самостоятельно решали более сложные задачи.
Благодаря шахматам дети научатся быстро обрабатывать массивы информации, на компьютере будут не в игры играть, а разбираться с базами данных, и самое главное - научатся рассуждать.
- Можете ли вы привести конкретные примеры того, как занятия шахматами повлияли на развитие умственных способностей человека?
- Здесь имеет смысл обратиться к истории нашей страны. Великий шахматист Михаил Ботвинник, который оставил после себя потрясающие мемуары, описал в одной из книг, как в 30-х годах он ходил во дворец пионеров в шахматный кружок. С ним занималось еще много ребят, дальнейшую судьбу которых он описал. Абсолютно все стали, как минимум, докторами наук. Это говорит о том, что занятия шахматами подталкивают к чему-то серьезному.
При этом совершенно не обязательно, чтобы ребенок в будущем стал гроссмейстером, но то, что человек будет оценивать себя совершенно по-другому, - это большое дело.
Если наша власть начнет мыслить такими категориями, как в Китае, где думают на десятилетия, а то и на столетия вперед, то решение по поводу шахмат будет принято правильное. Надо прямо признать, что наша школа нуждается в улучшениях. Только это должен быть именно системный подход, а не какая-то разовая акция или лозунг.
Сейчас растет поколение потребителей, которые нажимают на кнопки, не разбираясь в них. Это очень опасная тенденция, и нам срочно нужна критическая масса молодежи, которая понимает суть. Но где их взять и как их подтолкнуть к этому пути? Могут помочь шахматы. Я только с этой точки зрения смотрю на процесс внедрения шахмат в школу положительно.